
Если искать по Китай 4HF1, часто натыкаешься на две крайности: либо восторженные отзывы от людей, которые видели двигатель только на фото, либо панические рассказы о 'неремонтопригодных блоках цилиндров'. Реальность, как обычно, где-то посередине. Наша компания с 1994 года работает с двигателями Isuzu, и за эти 30 лет через наши руки прошло достаточно экземпляров 4HF1, чтобы отделить мифы от фактических проблем.
Когда в 2005 году мы впервые получили партию китайских 4HF1 для тестовых установок, ожидали увидеть полный аналог японской версии. Но сразу бросилось в глаза отличие в системе охлаждения - патрубки были тоньше, а расположение термостата смещено на 15 мм. Казалось бы, мелочь, но при замене водяного насоса это вылилось в необходимость подбирать переходные кольца.
Помню случай на стройплощадке в Шэньчжэне, где три самосвала с этими двигателями перегрелись при работе с бетономерами. Оказалось, штатный термостат не справлялся с температурным режимом при постоянной работе на 2000+ оборотов. Пришлось экспериментировать с японскими аналогами от 4HG1 - и только после установки термостата с более ранним открытием проблема ушла.
Интересно, что сами китайские производители позже признали этот нюанс - в модификациях после 2012 года уже ставили переработанную систему охлаждения. Но ранние версии до сих пор встречаются на вторичном рынке, и про этот момент многие не знают.
Зимняя эксплуатация в Сибири показала слабое место - ТНВД крайне чувствителен к российскому дизтопливу. Особенно в морозы ниже -25°C. Первый же зимний сезон принес нам шквал жалоб на завоздушивание системы.
Разбирались долго - меняли топливные фильтры, проверяли линии. Оказалось, дело в материале уплотнительных колец на подкачивающем насосе. Китайская резина при низких температурах теряла эластичность, появлялись микротрещины. Решение нашли через Гуанчжоуское торговое ООО Жи Юань - они поставляли ремкомплекты с полиуретановыми уплотнениями, которые лучше переносили морозы.
Кстати, на сайте https://www.ryisuzu.ru мы потом выложили технический бюллетень по этому вопросу - до сих пор периодически приходят благодарности от механиков из Новосибирска и Красноярска.
Миф о невозможности капремонта 4HF1 родился, вероятно, после неудачных попыток расточить блок под стандартные ремонтные размеры. Лично участвовал в таком 'эксперименте' в 2018 году - пытались расточить блок на стандартное оборудовании для японских двигателей.
Результат оказался печальным - после 5000 км появился характерный стук. При вскрытии обнаружили неравномерный износ гильз. Как выяснилось, материал блока отличается от японского - содержит больше кремния, что требует специального инструмента для обработки.
Сейчас мы отработали технологию с использованием алмазного инструмента - но стоимость такого ремонта почти сравнялась с ценой контрактного двигателя. Поэтому чаще рекомендуем замену, особенно если пробег превысил 400 000 км.
С ЭБУ этих двигателей отдельная история. Первые партии шли с прошивками, которые 'не дружили' со стандартными диагностическими сканерами. Помню, как в годах мы неделями не могли считать ошибки с двигателей на автобусах FAW.
Пришлось разрабатывать собственные адаптеры - благо, многолетнее сотрудничество с Гуанчжоуское торговое ООО Жи Юань позволило получить оригинальные технические спецификации. Сейчас на нашем сайте https://www.ryisuzu.ru есть раздел с прошивками и рекомендациями по диагностике - накопленный опыт за 10 лет.
Особенно проблемными оказались датчики положения распредвала - их ресурс редко превышал 150 000 км. Интересно, что после 2016 года эту проблему устранили - но старые модификации до сих пор требуют внимания.
За 15 лет работы с Китай 4HF1 сформировались четкие рекомендации. Во-первых, менять масло не позже чем через 8000 км, несмотря на заявленные 15000. Практика показала, что после 10000 км уже начинается повышенный износ распредвала.
Во-вторых - использовать только оригинальные топливные фильтры. Экономия на фильтрах обычно выливалась в замену форсунок через 30-40 тысяч км.
И главное - иметь надежного поставщика запчастей. Наша компания, имея 30-летний опыт с Isuzu, специально держит на складе наиболее востребованные позиции именно для китайских модификаций - от уплотнительных колец до датчиков ЭБУ.
Сейчас Китай 4HF1 уже не вызывает таких споров, как 10 лет назад. Двигатель занял свою нишу - надежный, ремонтопригодный при правильном подходе, но требующий специфического знания нюансов. И эти нюансы как раз и отличают профессионалов от гаражных 'специалистов'.