
Когда слышишь ?Китай 4BG1?, многие сразу представляют дешёвый аналог японского мотора. Но за 30 лет работы с Isuzu мы в Гуанчжоуском торговом ООО Жи Юань убедились: это не просто копия, а отдельная история с нюансами, которые не всегда очевидны даже опытным механикам.
Помню, как в 2010-х начали поступать первые партии 4BG1 от китайских производителей. Коллеги из других сервисов часто говорили: ?Да это же тот же Isuzu, только дешевле?. Но на практике разница оказалась существеннее. Например, материал блока цилиндров – в оригинале использовался чугун с добавками, а в ранних китайских версиях часто экономили на легировании. Результат? Микротрещины после двух лет эксплуатации в южном климате с высокой влажностью.
Кстати, наш сайт https://www.ryisuzu.ru изначально создавался именно для консультаций по таким тонкостям. Часто звонят клиенты, которые купили мотор ?по выгодной цене?, а потом сталкиваются с проблемами распредвала. В оригинальном 4BG1 японцы ставили закалённую сталь, а в некоторых китайских аналогах до 2018 года использовали упрощённую термообработку. Это приводило к выработке кулачков уже через 80-90 тысяч км.
Недавний случай: владелец самосвала Howo жаловался на вибрацию. Оказалось, что китайский производитель изменил конструкцию крышки ГРМ на 2 мм уже, чем в японском оригинале. Мелочь? Но именно из-за этого ослаблялось натяжение цепи. Мы тогда перебрали три варианта комплектующих, пока не подобрали совместимые детали от другого поставщика.
Зима 2016 года показала интересную особенность – китайские 4BG1 плохо переносили российские дизтоплива. Форсунки закоксовывались на 30% быстрее, чем у японских моторов. Пришлось совместно с технологами разрабатывать модификацию системы впрыска. Сделали увеличенные каналы подачи топлива и порекомендовали специальные присадки.
Ещё запомнился случай с клиентом из Хабаровска. Он установил китайский 4BG1 на Урал-4320, но через полгода начались проблемы с турбиной. При детальном анализе выяснилось – отличается расположение патрубков охлаждения турбокомпрессора. В японской версии был дополнительный контур, которого не оказалось в китайском аналоге. Пришлось переделывать всю систему охлаждения.
Сейчас мы в Жи Юань ведём базу данных по таким модификациям. Уже накопилось около 17 типовых доработок для установки китайских 4BG1 на российскую технику. Например, обязательно меняем прокладку ГБЦ на усиленную – штатная часто не выдерживает перепадов температур.
Если брать китайские 4BG1 образца начала 2000-х – это был настоящий лотерея. Помню, из десяти моторов три обязательно имели дефекты литья. Сейчас ситуация улучшилась, но до идеала далеко. Например, в 2022 году мы тестировали двигатели от трёх разных производителей. Лучшие показатели были у Weichai – там практически полностью соблюли японскую технологию обработки коленвала.
Интересно наблюдать, как меняется подход китайских инженеров. Раньше они слепо копировали, сейчас уже вносят свои изменения. В некоторых последних модификациях 4BG1 увеличили диаметр шатунных вкладышей – решение спорное, но для эксплуатации в режиме средних нагрузок оказалось вполне оправданным.
Наш центр автозапчастей в Юэсю как раз начинал с ремонта таких моторов. До сих пор помню, как в 1998 году к нам пригнали первый Isuzu с китайской версией 4BG1. Тогда мы три дня разбирались, почему не держат маслосъёмные кольца. Оказалось – материал не соответствовал японским стандартам по упругости.
За 30 лет мы выработали свой подход к китайским 4BG1. Первое – всегда менять водяную помпу при капитальном ремонте. Китайские производители ставят пластиковые крыльчатки, которые разрушаются от российских антифризов. Лучше сразу ставить японскую или корейскую.
Второй момент – фазы газораспределения. Почти все китайские версии имеют смещение на 2-3 градуса относительно оригинальной разметки. Мы всегда делаем дополнительную регулировку по фактическим показателям компрессии.
Третий нюанс – система смазки. В моторах после 2015 года изменили диаметр каналов. Если старые фильтры – будет масляное голодание на высоких оборотах. Мы разработали таблицу совместимости фильтров – её можно найти на https://www.ryisuzu.ru в разделе технической документации.
Когда клиенты спрашивают, стоит ли брать китайский 4BG1, мы всегда считаем вместе. Новый японский мотор – около 15-20 тысяч долларов. Китайский аналог – 6-9 тысяч. Но к этому нужно прибавить примерно 2 тысячи на доработки и ещё 1.5 тысячи на запасные части, которые точно придётся менять в первый год.
Есть интересная статистика: при пробеге до 200 тыс. км китайские версии показывают себя неплохо. Дальше начинаются проблемы – в основном с кривошипно-шатунным механизмом. Мы обычно рекомендуем их для техники, которая работает в щадящем режиме.
Последние два года замечаем улучшение качества. Особенно у производителей, которые работают на экспорт в страны СНГ. Они уже учитывают наши особенности эксплуатации. Например, стали делать усиленные пружины клапанов и улучшенные сальники.
Самая интересная история была с клиентом из Новосибирска. Он купил подержанный китайский 4BG1, который постоянно перегревался. Оказалось, предыдущий владелец установил термостат от другой модели – и он не обеспечивал циркуляцию по большому кругу. Заменили на штатный – проблема исчезла.
Ещё запомнился случай, когда в партии из 12 моторов у трёх была нестандартная резьба в головке блока. Пришлось заказывать специальные метчики и делать калибровку. Теперь всегда проверяем этот параметр при приёмке.
Иногда помогают нестандартные решения. Например, для снижения износа распредвала в китайских моторах мы рекомендуем специальные присадки к маслу. Не все одобряют такой подход, но на практике это даёт прирост ресурса на 15-20%.
Если подводить итог – китайские 4BG1 стали значительно лучше за последние 5-7 лет. Но они всё ещё требуют более внимательного подхода к обслуживанию. Мы в Гуанчжоуском торговом ООО Жи Юань продолжаем отслеживать все изменения в конструкции и ведём постоянный диалог с производителями.
Сейчас тестируем новую партию моторов от одного из поставщиков из Гуанчжоу. Предварительные результаты обнадёживают – устранили многие ?детские болезни? ранних версий. Но окончательные выводы сделаем после 50 тысяч км испытаний.
Для тех, кто рассматривает китайские аналоги – главный совет: не экономьте на диагностике перед покупкой. Лучше потратить лишние 200-300 долларов на полную проверку, чем потом вкладывать тысячи в ремонт. Мы на своем опыте убедились – правильный подход к выбору и обслуживанию позволяет получить от китайского 4BG1 вполне приемлемый результат.