
Когда слышишь про высокое качество Двигатель 4JG1, сразу вспоминаются десятки машин, которые проходили через наши руки. Но если честно, не каждый экземпляр заслуживает хвалебных од – вот о чём редко пишут в рекламных каталогах.
Помню, как в конце 90-х к нам в Гуанчжоуское торговое ООО Жи Юань пригнали первый Isuzu Bighorn с 4JG1. Тогда ещё не было этой моды на 'японцев с пробегом', но механики сразу отметили толстые стенки блока цилиндров. Кстати, ранние версии гг. имели проблему с ТНВД – плунжерные пары изнашивались быстрее, если попадало топливо с водой.
С 1996 года изменили материал распредвала, и это сразу снизило частоту обращений по стукам на холодную. Мы в мастерской даже вели журнал наблюдений – из 37 двигателей, которые обслуживали в годах, только у двух были заменены вкладыши коленвала. Причём оба случая – у владельцев, которые экономили на масле.
Сейчас на сайте https://www.ryisuzu.ru мы специально размещаем архив технических бюллетеней по этому двигателю. Например, многие не знают, что в версии 4JG1-TC (турбо) с 1998 года стоит другая прокладка ГБЦ – с металлическим напылением. Если ставить старый образец, через 20-30 тыс. км будет подтекать антифриз.
Как-то раз клиент привёз из Японии 'идеальный' 4JG1 с аукциона. Внешне – чистый, компрессия 26-28 бар, но через 2000 км застучал шатунный вкладыш. Разобрали – оказалось, японцы перед продажей залили густое масло с присадками, которое скрыло стук. После этого случая мы в ООО Жи Юань разработали протокол проверки: сначала гоняем двигатель на стенде с минеральным маслом, потом делаем тест на утечки в интеркулере.
Особенно внимательно нужно проверять форсунки – оригинальные от Denso часто подделывают. В 2019 году мы получили партию из шести двигателей, где в трёх были контрафактные распылители. Пришлось заключать договор с официальным поставщиком в Осаке, теперь все закупки идут через них.
Кстати, о турбинах. На 4JG1-T ставили Garrett TB025, но многие пытаются заменить на китайские аналоги. Лично видел три случая, когда после такой замены выходил из строя клапан EGR – из-за перепадов давления. Ремонт обходился дороже, чем покупка оригинальной турбины б/у.
Зимой 2016 года в Красноярске случилась интересная история – у трёх клиентов одновременно заклинило ТНВД. Расследование показало, что все они заправлялись на одной АЗС, где дизель разбавляли керосином. После этого мы начали рекомендовать устанавливать дополнительные фильтры-сепараторы – особенно для машин, которые ездят по регионам.
С пробегом за 300 тыс. км стоит менять патрубки интеркулера – резина дубеет, появляются микротрещины. В прошлом месяце как раз был случай на УАЗ Патриот с swap-двигателем 4JG1 – владелец жаловался на потерю мощности, а оказалось, что подсасывал воздух через треснувший шланг.
По опыту нашего сервиса, лучше всего эти двигатели работают на полусинтетике 10W-40. Полная синтетика слишком текучая для старых сальников. Проверяли на динамометрическом стенде – разница в мощности между минералкой и синтетикой всего 2-3 л.с., а вот течи начинаются в 4 раза чаще.
Самая дорогая поломка – обрыв ремня ГРМ. Хотя производитель говорит о замене каждые 100 тыс. км, мы рекомендуем делать это не позже 80 тыс. Особенно если машина часто ездит с нагрузкой. В 2020 году пришлось делать капремонт двигателя владельцу внедорожника – он проехал 110 тыс. на одном ремне, в итоге клапана 'встретились' с поршнями.
Многие не обращают внимание на дренаж топливного бака. За 30 лет работы с Isuzu мы видели десятки случаев, когда грязь из бака попадала в ТНВД. Сейчас при каждом ТО обязательно прочищаем систему подачи топлива – особенно для машин старше 15 лет.
ЭБУ ранних версий чувствителен к скачкам напряжения. Был прецедент в 2018 – после установки неоригинального генератора 'сгорела' прошивка. Пришлось искать чип от разобранного двигателя в Японии. С тех пор всегда предупреждаем клиентов о рисках при замене электрооборудования.
Несмотря на возраст конструкции, этот двигатель остаётся одним из самых ремонтопригодных. В нашем ООО Жи Юань до сих пор хранят оснастку для расточки блока – хотя за последние 5 лет ей воспользовались всего два раза.
Сравнивал как-то 4JG1 с современным 4JK1 – да, у нового экологичнее выхлоп и меньше шума, но когда речь идёт о работе вдали от цивилизации, старый двигатель предпочтительнее. Его можно 'починить на коленке' имея минимальный набор инструментов.
Сейчас к нам часто обращаются за консультацией по swap-установкам. Только в прошлом году сделали 17 замен на разные рамы – от УАЗ до Toyota Surf. Главное преимущество – предсказуемость расхода топлива. При грамотной настройке получается 11-13 л/100km, что для дизеля 3.1 л очень достойно.
Если подводить итог – да, высокое качество Двигатель 4JG1 не миф, но требуется понимание его особенностей. Как говорил наш старший механик в Цзиньтао: 'Это как старый друг – если знать его привычки, будет служить верой и правдой'.