
Если слышишь про OEM 6HH1, первое, что приходит в голову – очередной японский ?миллионник?, который вечно перебирают в гаражах. Но когда в 2018-м к нам в Гуанчжоуское торговое ООО Жи Юань пригнали самосвал с таким мотором, я понял: тут не всё так просто. До сих пор помню, как механик тыкал пальцем в треснувший распредвал и говорил: ?Это же не контрафакт, это родная деталь!?. Вот тогда и начались наши мытарства.
На бумаге OEM 6HH1 – типичный рядный шестицилиндровый дизель для среднетоннажников Isuzu. Но если копнуть глубже, обнаруживаешь нюансы, которые в каталогах не пишут. Например, в модификациях для Юго-Восточной Азии часто ставили форсунки с другим углом распыла – видимо, под местное дизтопливо. Мы на своем опыте в Гуанчжоу убедились: если поставить европейский комплект, через 500 км начинается перегрев поршневой группы.
Однажды купили партию б/у моторов из Японии – вроде бы чистые, без следов ремонта. Разобрали один – гильзы цилиндров оказались с локальным напылением хрома, хотя по документам должны быть стандартные. Пришлось переделывать всю систему охлаждения, потому что тепловой режим изменился. Такие ?сюрпризы? – обычное дело для OEM 6HH1, особенно если двигатель снимали с техники, которая работала в горной местности.
Коллеги из сервиса в Шэньчжэне как-то жаловались: на OEM 6HH1 2007 года выпуска попадались шатуны с другой термообработкой. Шатунные болты при затяжке не давали нужного момента – либо недотягивались, либо шли ?в разнос?. Мы тогда перепробовали три разных динамометрических ключа, пока не нашли японский KTC с поправкой на усталость металла. Мелочь? Возможно. Но именно из таких мелочей складывается репутация мотора.
Самое большое заблуждение – что для OEM 6HH1 подходят любые поршневые кольца от Isuzu. На деле зазор между кольцом и канавкой поршня должен быть 0,08-0,13 мм, но это для новых деталей. Если блок цилиндров уже шлифовался, нужно учитывать износ посадочных мест под гильзы. Мы в свое время накосячили – поставили кольца с зазором 0,15 мм, думали, будет лучше компрессия. В итоге мотор ?жрал? масло по литру на 100 км.
Еще одна проблема – газораспределение. На OEM 6HH1 часто рвет ремень ГРМ, если не менять натяжной ролик вместе с комплектом. Причем ролик должен быть именно от OEM-поставщика NTN, китайские аналоги не держат нагрузку. Помню, как в 2020-м к нам приехал грузовик с вывернутыми клапанами – владелец поменял ремень, но сэкономил на ролике. В итоге ремонт обошелся дороже в три раза.
Топливная система – отдельная головная боль. На OEM 6HH1 стоят ТНВД Denso, которые очень чувствительны к качеству солярки. Если в России заправляться на непроверенных АЗС, форсунки выходят из строя через 10-15 тыс. км. Мы пробовали ставить китайские аналоги – работают, но расход топлива увеличивается на 12-15%. В итоге вернулись к оригиналу, хотя клиенты ворчат про цену.
Когда начали поставлять OEM 6HH1 в Сибирь, столкнулись с проблемой холодного пуска. Стандарные свечи накаливания NGK Y-722J не справлялись при -35°. Пришлось экспериментировать – пробовали немецкие Beru, корейские Starline. В итоге остановились на Denso DG-134 с увеличенным напряжением. Но пришлось переделывать проводку – штатная не выдерживала нагрузку.
Масляная система тоже требовала доработки. Зимой густое масло не успевало прокачаться по каналам, из-за чего изнашивались коренные подшипники. Мы тестировали разные решения – от подогревателей картера до изменения диаметра масляных каналов. Самым эффективным оказался монтаж дополнительного охладителя с термостатом. Да, это удорожает ремонт, но зато двигатель работает в штатном тепловом режиме.
Кстати, про термостаты. На OEM 6HH1 часто перегреваются головки блока, особенно в пробках. Мы ставили термостаты с более ранним открытием (82° вместо 88°), но это помогало не всегда. В жарких регионах пришлось дополнительно устанавливать электровентиляторы – штатная помпа не справлялась. Конечно, это не по мануалу, но практика показала, что без таких доработок мотор долго не живет.
На нашем сайте https://www.ryisuzu.ru до сих пор висит объявление про OEM 6HH1 с пробегом 300 тыс. км – тот самый, который мы реанимировали в 2019-м. Тогда клиент пригнал самосвал с жалобой на стук в нижней части. Оказалось, разрушился шатунный вкладыш – видимо, из-за перегрузок. Пришлось менять коленвал, шлифовать постели. Интересно, что после ремонта мотор проработал еще 200 тыс. км без серьезных поломок.
Еще запомнился случай с камазовским перевозчиком – он купил у нас контрактный OEM 6HH1, но через месяц вернулся с претензиями. Мол, дымит сизым выхлопом. Разобрали – а там трещина в ГБЦ между седлами клапанов. Причем дефект был заводской, просто проявился после 15 лет эксплуатации. Хорошо, что у нас были свои головки в запасе, иначе пришлось бы ждать поставку из Японии 2 месяца.
Сейчас через сайт часто приходят запросы на OEM 6HH1 для спецтехники – автокранов, бурильных установок. Там свои нюансы: мотор работает на постоянных оборотах, нет циклов разогрева-остывания. Из-за этого быстрее изнашиваются уплотнения, выходит из строя турбина. Мы для таких случаев разработали свой ремкомплект – с усиленными сальниками и модифицированными кольцами турбокомпрессора. Не идеально, но хотя бы на 30% увеличивает ресурс.
За 30 лет работы с Isuzu (с тех пор как мы были центром автозапчастей Цзиньтао) я видел много моторов, но OEM 6HH1 – особый случай. С одной стороны, простая и надежная конструкция. С другой – куча подводных камней, которые не видны при поверхностном осмотре. Стоит ли брать такой двигатель сегодня? Если готовы к постоянному контролю и тонкой настройке – да. Если нужен ?рабочая лошадка? на 10 лет без заморочек – лучше поискать что-то новее.
Сейчас мы в Гуанчжоуском ООО Жи Юань все реже берем в ремонт OEM 6HH1 – возраст берет свое, запчастей становится меньше. Но те несколько моторов, что еще бегают по дорогам, напоминают нам о времени, когда техника делалась с запасом прочности. Жаль, что сейчас такой подход редкость.
Кстати, если у кого-то остались вопросы по этому двигателю – заходите на https://www.ryisuzu.ru, там есть мои старые записи по ремонту. Возможно, найдете что-то полезное, хотя многое уже устарело. Техника не стоит на месте, даже для таких ветеранов как OEM 6HH1.